Где взрослому человеку можно обучиться игре на музыкальном инструменте

Где взрослому человеку можно обучиться игре на музыкальном инструменте

Впервые я осознал, что хочу обучаться игре на инструменте, лет в пятнадцать, когда мне в руки попала гитара. Старая, с разбитой декой, вырванными порожками, отваливающимися колками и допотопными струнами. До этого момента я не проявлял особого интереса к музыке. Но как только я взял в руки эту бедолагу и провел рукой по расстроенным струнам с распутавшейся обмоткой, я понял, что жизнь уже никогда не будет прежней.

Около полугода я играл на слух, сам настраивая гитару как мне того хотелось, и сочинял незамысловатые мелодии. Дома были не в восторге от моих шумовых экспериментов, а приятели не понимали, почему я не берусь разучивать композиции популярных в то время рок-групп. Меня же не занимали эти пустяки – я мог часами примитивнейшим образом импровизировать, находя такой способ музыкального выражения самым интересным и свободным. Но это длилось недолго. В какой-то момент в моей голове щелкнул переключатель, и я больше не смог слушать музыку, не анализируя ее. Я следил за партиями инструментов, отмечал изменение свойств звука, наблюдал за ритмическими схемами, пробовал понять, что происходит, когда изменяется размер. И чем больше я разбирал по косточкам прослушиваемую музыку, тем яснее осознавал, что мне катастрофически не хватает знания теории, а техника моей игры находится в удручающем состоянии.

Так я пришел к мысли, что мне неплохо было бы немного подучиться. Мысль здравая, но я знал только один способ, как ее воплотить в жизнь. Самоучители Далеко не самый лучший вариант, но большего мне тогда и не требовалось. Я пошел в ближайший книжный магазин и купил себе первый попавшийся самоучитель, оказавшийся каким-то чудовищным сборником народных и эстрадных песен, одни только названия которых могли отбить желание заниматься с инструментом. В общем, никакой пользы я от этой макулатуры не получил, но зато понял, что не каждое учебное пособие сумеет помочь в обучении. Спустя несколько лет я перепробовал не менее десятка вариантов самоучителей и остановился на двух самых интересных: авторства Маттео Каркасси и Эмилио Пухоля.

Оба не содержали современные композиции, которые мне хотелось бы разучить, но давали необходимую базу, развивали технику и углубляли слух. Это единственные самоучители, которые, несмотря на их устаревшее содержание и далеко не новаторскую методику, смогли сдвинуть с мертвой точки освоение инструмента. Эти две книги будут полезны в том числе и фанатам рок-музыки, хотя для последних интереснее будет что-нибудь вроде учебников Троя Стетины («Ритм гитара в стиле Heavy Metal», «Соло гитара в стиле Heavy Metal» и прочие). Ошибкой было бы не упомянуть также самоучители Владимира Манилова («Учись аккомпанировать на гитаре» и «Техника джазового аккомпанемента»).

Но для их изучения необходимы хотя бы минимальные знания теории. Если встретятся на пути зарубежные сборники («Jazz lessons», «Classical lessons» и прочие – тысячи их) следует их брать не задумываясь. Не все они одинаково полезны, но зачастую содержат сведения, которые отсутствуют в отечественных изданиях. Для желающих без посторонней помощи освоить фортепиано или духовые также есть учебная литература. Например, имеется довольно приличный сборник Мохеля Л., Зиминой О. «Самоучитель игры на фортепиано». Начинающие трубачи могут получить базовые знания из учебника Л. Липкина «Начальные уроки игры на трубе». Саксофонистам может сгодится «Школа академической игры на саксофоне». Но спешу предупредить – без помощи педагога заниматься на этих инструментах нет никакого смысла.

В заключение хочу сказать, что самоучитель, обучающие статьи в интернете, видеоуроки, блоги и прочие пустяки помогут получить лишь базовые навыки, да и то не всегда верные. Рассматривать такие варианты необходимо в последнюю очередь. А призадуматься надо о следующем. Репетиторы и музыкальная школа Для меня игра на гитаре была и остается обычным хобби, не более. И, тем не менее, расширяя свои музыкальные горизонты, я понимал, что даже в рамках своего увлечения играю я препаршиво. Тогда я впервые услышал о частных уроках и решил попробовать занятия с репетитором. Контраст между самообучением и обучением под руководством хорошего учителя я прочувствовал с первого же урока. После пары занятий я приобрел себе пару учебников по теории и принялся их усиленно штудировать.

От самих уроков я получал массу пользы и удовольствия, так что отговаривать задумывающихся о занятиях с репетитором не стану. Главное в этом деле найти толкового педагога, который не только сможет обучить игре на инструменте, но и не поленится тратить свое время на объяснение теоретических моментов. У этого варианта, однако, также есть свои ограничения. Во-первых, уроки у хороших музыкантов стоят немалых денег; во-вторых, такая форма обучения годится только для достижения определенного уровня, после чего, если останется желание продолжать развиваться, придется обращаться за помощью в учебные заведения; в-третьих, занятия не носят обязательный характер, и потому можно в процессе подрастерять мотивацию; в-четвертых, если попадется плохой педагог – это может отбить всякую охоту играть вообще.

Так что самым лучшим решением будет записаться в детскую музыкальную школу. В некоторых из них существуют вечерние отделения, на которые берут всех желающих независимо от возраста. Например, с нами на уроки сольфеджио ходила женщина лет сорока. Такая форма обучения будет оптимальной по нескольким причинам. Прежде всего – это намного дешевле, чем занятия с репетитором. Обычно уроки проводят ближе к вечеру, что идеально подойдет людям, которые уже работают. В зависимости от инструмента занятия будут проходить до трех раз в неделю. Много времени будет уделяться сольфеджио, что очень важно для начинающего музыканта. В конце каждого года учащимся придется сдавать экзамен, запоров который можно запросто вылететь из школы. Такие проверки знаний служат отличной мотивацией для занятий, а постоянное наблюдение педагогов сможет быстро и безболезненно преодолеть возникающие в процессе обучения сложности.

Еще один плюс заключается в том, что можно пользоваться библиотекой учебного заведения. При отсутствии инструмента, ученику могут выдать школьный. Мне кажется, перечисленного достаточно, чтобы сделать выбор в пользу вечернего отделения ДМШ. Важно понимать, что одному инструмент на должном уровне не освоить, для этого необходимы как минимум регулярные консультации и подсказки профессиональных педагогов. Поэтому самоучители стоит выбирать лишь в том случае, если планируется получить базовые знания и только. Не рекомендую также брать уроки по скайпу – есть риски нарваться на бестолковую студентоту или безалаберных учителей. Мало смысла и в кружках и курсах – та же школа, только дороже и без каких-либо требований к ученику. Потому, если есть такая возможность, лучше полюбопытствовать насчет государственных учебных заведений. И никаких комплексов – учиться никогда не поздно. И уж тем более – никогда не поздно воплощать свои мечты в реальность. Напоследок, хотелось бы пожелать начинающим музыкантам удачи в обучении. Какой бы способ вы не выбрали, впереди вас ждет масса открытий и приятных впечатлений. И вы точно не пожалеете, что решили чуть ближе познакомиться с музыкой