Как играть стаккато на скрипке

Как играть стаккато на скрипке

Музыкант — это мастер, передающий при помощи инструмента настроения: радость, счастье, печаль, грусть… Весь спектр человеческих эмоций и переживаний музыканты передают мелодией, ритмом, темпом. Но расставлять акценты помогают музыкальные штрихи.

Штрих играется специальным способом. Во время исполнения штриха меняется характер звука, тембр, появляется (или убывает) атака. Штрихи играют на всех музыкальных инструментов, и для каждого штриха в нотной записи существует соответствующее обозначение. Стаккато — один из музыкальных штрихов.

На струнных смычков инструментах штрихи извлекают путем изменения скорости движения смычка, силы удара, направления и т.д. Чтобы украсить музыку штрихами, необходимо иметь хорошую координацию движений запястья, кисти, плеча, т.к. при ошибке получится не музыка, а скрип.

Как играть стаккато на скрипке

Стаккато — это отрывистые звуки. Музыка звучит резко, а между нотами слышна пауза. Играйте стаккао, если в нотной записи вы увидели слово staccato или небольшие точки над изображением нот. Разновидностей стаккато много, они отличаются звучанием и манерой исполнения.

Виды стаккато:

  • обыкновенное;
  • большое;
  • летучее;
  • спиккато;
  • сотийе;
  • стакато пикэ.

Обыкновенное, часто используемое в оркестре, стаккато, звучит, будто музыкант делает паузу. На самом деле паузы нет, а отрывистый звук достигается артикуляцией. Техника исполнения обыкновенного стаккато остается на усмотрение музыканта: играть кистью, плечом, или использовать и кисть, и плечо.

Сторонники игры кистью — это скрипачи 19 века: Крейцер, Роде, Шпор, Йозеф Иоахим. Это стремительное стаккато средней скорости, которое подходит для Баха, Бетховена, Тартини.

В том же 19 веке играл скрипач Анри Вьётан, и он использовал комбинированную технику: играл стаккато и плечом и кистью. Особенность игры была в исполнении большого количества нот одним смычком.

Наиболее быстрое, но достаточно механическое, стаккато показывал Генрик Венявский, используя при игре только плечо, оставляя кисть неподвижной, каменной.

Если вы слышите стаккато, но менее отрывистое, скорее грациозное, чем резкое — это летучее стаккато. Летучесть достигается благодаря отскоку смычка после звукоизвлечения каждой ноты. Движение эластичное, похоже на работу пружинки. Во время обычного стаккато смычок врезается в струну и не отрывается после каждой ноты.

Скрипка — сложный и серьезный инструмент, и тонкости отработки штрихов следует разбирать на уроках скрипки, и отрабатывать полученные навыки дома. Неправильно заученные движения приведут к невозможности быстрой игры стаккато.