Корнет (корнет-а-пистон) – это медный духовой инструмент. Он очень эффектно смотрится и выгодно поблескивает своими медными боками на фоне других инструментов в оркестре. В наши дни его слава, к сожалению, осталась в прошлом. Корнет является прямым потомком почтового рожка. Что интересно, рожок был сделан из дерева, но относили его всегда к медным духовым инструментам. Рожок имеет очень богатую историю, в него дули иудейские жрецы, чтоб пали стены Иерихона, в Средние века под звуки рожков рыцари совершали свои подвиги.
Следует различать современный инструмент корнет-а-пистон, который сделан из меди, и его предшественника — деревянный корнет (цинк). Цинк — это немецкое название корнета. Сейчас мало кто знает, но с пятнадцатого до середины семнадцатого веков корнет был очень распространен среди музыкальных инструментов в Европе. А ведь без корнета нельзя исполнить большой пласт музыкальных произведений семнадцатого — восемнадцатого веков. Городские праздники в эпоху Ренессанса были немыслимы без корнетов. А в конце шестнадцатого века корнет (цинк) в Италии стал мастерски солирующим музыкальным инструментом. До нас дошли имена двух известных виртуозов игры на цинке того времени Джованни Боссано и Клаудио Монтеверди.
Распространение скрипки и набирающая обороты популярность скрипичной игры в семнадцатом столетии заставляет корнет постепенно утратить свои позиции сольного инструмента. Дольше всего его главенствующее положение сохранялось на севере Европы, где последние сольные композиции для него были датированы второй половиной восемнадцатого века. К началу девятнадцатого века корнет (цинк) совсем потерял свою актуальность. Сейчас он используется при исполнении старинной народной музыки. Корнет-а- пистон появился в Париже в 1830 году. Его отцом-изобретателем считают Сигизмунда Штельцеля.
Этот новый инструмент был оснащен двумя вентилями. В 1869 году началось массовое обучение игре на корнете, заработали курсы в консерватории Парижа. У истоков стоял первый профессор очень известный корнетист, виртуоз своего дела Жан Батист Арбан. К концу девятнадцатого века корнет-а-пистон был на пике своей популярности, на этой волне он и появился в Российской империи. Николай Павлович был первым российским царем, который играл на нескольких видах духовых инструментов. Он владел флейтой, валторной, корнетом и корнет-а-пистоном, но сам Николай I в шутку называл все свои инструменты просто «труба».
Современники не раз упоминали о его выдающихся музыкальных способностях. Он даже немного сочинял, в основном военные марши. Демонстрировал свои музыкальные достижения Николай Павлович на камерных концертах, как было принято в то время. Концерты проводились в Зимнем дворце, и на них, как правило, лишних людей не было. У царя не было времени и физической возможности регулярно уделять время занятиям музыкой, поэтому он обязал А.Ф. Львова, автора гимна «Боже, царя храни», приходить накануне выступления для репетиции. Специально для царя Николая Павловича А.Ф. Львов составил партию на корнет-а-пистоне. В художественной литературе тоже часто встречается упоминание о корнет-а-пистоне: А. Толстой «хмурое утро», А. Чехов «Остров Сахалин», М. Горький «Зрители».
Все дело было в его превосходстве над другими медными в исполнении музыки, требующей большей беглости. Корнет обладает большой технической подвижностью и ярким, выразительным звучанием. Такому инструменту в первую очередь дают «нарисовать» перед слушателями мелодию произведения, композиторы доверяли корнету сольные партии. Труба была почетной гостьей при дворе монархов и на войнах. Корнет же ведет свое прошлое от рожков охотников и почтальонов, которыми они подавали сигналы. Существует мнение ценителей и профессионалов, что корнет — это не виртуозно звучащая труба, а маленькая нежная валторна. Существует еще один инструмент, о котором хочется рассказать — это эхо – корнет. Он завоевал популярность в Англии во времена правления королевы Виктории, а также в Америке.
Его необычность в наличии не одного, а двух раструбов. Корнетист, переключаясь в процессе игры на другой раструб, создавал иллюзию приглушенного звука. В этом ему помогал второй вентиль. Эта опция удобна для создания эффекта эхо. Инструмент приобрел широкую популярность, для эхо -корнета создавались произведения, где раскрывалась вся красота его звучания. Эта старинная музыка исполняется корнетистами за границей на таком раритетном инструменте и сейчас (например, «Альпийское эхо»). Изготавливались эти эхо – корнеты в ограниченном количестве, главным поставщиком была фирма «Booseys & Hawkes». Сейчас есть подобные инструменты индийского производства, но сделаны они не добротно, поэтому при выборе эхо – корнета опытные исполнители предпочитают старые экземпляры.
Корнет напоминает трубу, но его трубка короче и шире и снабжена пистонами, а не вентилями. Корпус корнета — труба в виде конуса с широким углублением. На основании трубы и расположен мундштук, воспроизводящий звучание. У корнет-а-пистона поршневой механизм состоит из кнопок-клавиш. Клавиши находятся на одной высоте с мундштуком, вверху конструкции. Этот музыкальный инструмент очень похож на трубу, но различия есть. Несомненным преимуществом корнет-а-пистона является его величина – чуть больше полуметра.
Такая небольшая его длина очень удобна в эксплуатации. В общепринятой классификации корнет-а-пистон относят к классу аэрофонов, это значит, что звуки в нем извлекаются вибрирующими воздушными массами. Музыкант выдувает воздух, и тот, накапливаясь посреди корпуса, начинает колебательные движения. Здесь и зарождается уникальный звук корнета. При этом диапазон тональности у этого небольшого духового инструмента широкий и богатый. Он может брать до трех октав, что позволяет ему играть не только стандартные программы, которые являются классикой, но и обогащать мелодии с помощью импровизации. Корнет является среднетональным инструментом. Звук трубы раньше был тяжелым и негибким, у корнета же ствол трубы обладал большим количеством витков и звучал мягче.
Бархатность тембра у корнет-а-пистона слышится лишь в первой октаве, в нижнем регистре он становится тягостным и коварным. Переходя на вторую октаву звучание, меняется на более резкое, наглое и звонкое. Эти эмоционально окрашенные звуки корнета прекрасно использовали в своих произведениях Гектор Берлиоз, Петр Ильич Чайковский и Жорж Бизе. Корнет-а-пистон также полюбили джазовые исполнители, и без него не обходился ни один джаз бэнд. Прославленными джазовыми любителями корнета были Луи Дэниел Армстронг и Джозеф «Кинг» Оливер. В прошлом веке были улучшены конструкции труб и трубачи усовершенствовали свое профессиональные навыки, что удачно ликвидировало проблему отсутствия скорости и некрасочного звучания. После этого корнет-а-пистоны совсем исчезли из оркестров. В наши дни оркестровые партии, написанные для корнетов, исполняют на трубах, хотя иногда можно услышать и первоначальное звучание.