Научиться играть можно на любом музыкальном инструменте, но некоторые из них освоить получается чуть легче, чем другие. Например, разница в обучении игре на барабанах и игре на фортепиано более чем ощутима. Поэтому для неофитов может быть полезны нижеследующие замечания о нюансах в освоении различных инструментов.
Барабаны
Инструмент ритмический и потому не требующий от ученика глубоких теоретических познаний и абсолютного слуха. Даже с сомнительными исходными данными при ежедневных занятиях можно научиться выдерживать ритм. Для того, чтобы влиться в панк-рок коллектив, достаточно будет пары занятий у репетитора и месяца ежедневной практики. Если душу влечет к сложным и ломаным ритмам, придется все же слегка подучиться. Можно это сделать либо в вечерней музыкальной школе, либо регулярно посещая педагога. В младших учебных заведениях, как правило, игре на барабанах обучают всего пять лет. Освоение других инструментов будет длиться на несколько лет дольше.
В дополнение к умению держать ритм, в музыкальной школе или училище научат играть на ксилофоне, бубне и треугольнике. В целом, если нет каких-либо глобальных устремлений и планов стать виртуозом, и если имеется задача обучиться в короткие сроки, то барабаны будут лучшим вариантом.
Гитара
Для начала о классической, акустической и электрогитаре. На самом деле, это инструменты, которые можно было бы смело поставить на первое место по легкости освоения. Дело в том, что большинство учащихся игре на гитаре не ставят для себя цели достичь уровня какого-нибудь Кацухито Ямашита, напротив, хватает и пары разученных произведений, чтобы записать себя в музыканты. Для такой категории людей подружиться с инструментом не составит никакого труда. Действительно, хватит и урока-двух, чтобы разучить не самую сложную песню, а после десятка занятий можно будет плавно переходить к разбору партий соло в композициях стиля hard’n’heavy.
Бас-гитара – особый и часто напрочь запущенный случай. Как правило, учатся на ней играть в домашних условиях, гоняя гаммы и разучивая партии средней степени сложности. О существовании нотной записи знает не каждый музыкант. Кроме того, бас-гитаристы по причине своих выдающихся способностей нередко становятся героями анекдотов. Хотелось бы сказать, что всё это незаслуженно, но промолчу, так как не считаю нужным врать. Тем же, кого интересует более глубокое знакомство с инструментом, предстоит немало кропотливой работы в процессе обучения. Именно поэтому я поставил гитару на второе место, а не на первое. Из плюсов – общедоступность. Купить гитару можно даже в отдаленной от цивилизации глубинке. Цена на инструмент не кусается, если только не начать гоняться за брендами.
Заниматься можно где угодно: дома, у друзей, на улице, в поездках и походах. Минусы – высокая конкуренция. Учиться игре на гитаре ежегодно идут тысячи людей и потому, если имеется желание стать настоящим профессионалом, придется стараться изо всех сил, чтобы выделиться из общей массы. Как показывает практика, достичь этого не так уж и сложно.
Духовые инструменты
Флейта, труба, саксофон, кларнет, валторна, гобой, фагот, тромбон, туба – имя им Легион. Помимо классических инструментов, имеются также этнические (сопилка, трембита и так далее). Выбор настолько велик, что определиться с видом инструмента подчас бывает довольно сложно.
В музыкальных школах предусмотрено для таких случаев предварительное обучение на блок-флейте с дальнейшей возможностью перейти на трубу, саксофон и далее по списку. Существует два варианта освоения духовых инструментов: под руководством репетитора и в школе. Второй вариант предпочтительнее, так как параллельно будут проводиться уроки сольфеджио, а они крайне важны для развития слуха у музыканта. Теперь к минусам. Если родственники или соседи по дому окажутся не способными оценить ваше рвение, то упражняться дома на духовых будет сложно. Инструменты на самом деле очень громкие и в «хрущевках» каждая нота проигрываемого этюда будет слышна в соседних квартирах, даже если играть предельно тихо. Кроме того, заниматься придется каждый день – регресс с духовыми намного ощутимее прогресса. Поэтому важно заранее распланировать, каким образом будут проходить занятия вне школы или квартиры репетитора.
Из плюсов, хоть и сомнительных, можно упомянуть лояльное отношение преподавателей к теоретической базе своих учеников. Не зря трубачи оказались вторыми после бас-гитаристов героями анекдотов. Нередки случаи, когда выпускники училищ путаются в вещах, усвоенных другими музыкантами еще в первые месяцы обучения.
Фортепиано
По-хорошему, следовало бы перенести этот инструмент в конец списка, так как легче стереть пальцы в пыль, чем освоить его на высоком уровне. Но благодаря такому феномену как эстрадно-джазовое направление, адские муки в обучении смогли мутировать в незатейливое времяпровождение. То есть, если кто-то решил разучить пару эстрадных песенок, то сделать это на фортепиано особого труда не составит. Осваивать инструмент можно по самоучителю, видеоурокам или с помощью репетитора. Могут, правда, возникнуть проблемы с посадкой и постановкой рук, но для игры «Чижика-пыжика» это не критично. Из положительных моментов можно отметить возможность замены при обучении громоздкого инструмента на синтезатор.
Разумеется, только в тех случаях, когда ученик сфокусирован на эстрадной музыке, джазе, соуле, электронных жанрах и так далее. Предложений от репетиторов, курсов и кружков – масса. Учиться будет где. Из минусов можно вспомнить, что при обучении на, собственно, фортепиано, придется приобрести себе инструмент. Если заниматься дома, то можно довести «Cобачьим вальсом» родственников и соседей до умственного помешательства. Но главное, если человек намерен стать мастером, то его ждут тысячи часов бесконечного проигрывания гамм и тщательная проработка сотен страниц теоретического материала.
Струнно-смычковые
Скрипка, виолончель, контрабас, альт – одна красота. Вот только все перечисленные инструменты относятся к самым сложным в освоении. Если учиться с детства, то можно миновать все трудности, даже не приметив их, но для взрослых обучение с большой долей вероятности превратится в тяжкие муки. Дело в том, что смычковые требуют абсолютного слуха, а заиметь его в домашних условиях просто нереально. Репетиторы, как правило, не учат с нуля, а помогают отстающим в обучении. Самоучители и уроки бесполезны. Приемов звукоизвлечения на этих инструментов больше, чем звезд на небе. Сомневающиеся могут полистать ноты и партитуры сочинений современных композиторов. Процесс обучения – беспрерывное преодоление самого себя. Если не хватит мотивации, можно на выходе из школы не суметь сыграть элементарные пьесы.
Плюсов для желающих быстро научиться игре на экзотическом инструменте не вижу. Минусы все не перечислить. От цен на хорошие инструменты и необходимости ухода за ними, до сумасшедших нагрузок в обучении. Вывод: идти только при условии призвания. В целом же, как и в любом другом виде деятельности, для достижения каких-то высот в музыке необходимо будет много трудиться. Но если есть желание освоить инструмент для себя, чтобы суметь наиграть пару мелодий в скучные зимние вечера, то стоит обратить внимание на первые позиции списка. Кроме того, я обделил вниманием такие инструменты, как карманный синтезатор варган, ложки, трещотки и кастаньеты. Как видим, выбор огромен – осталось только его сделать.