Как играть флажолет на скрипке
Флажолет — это приём игры на музыкальном инструменте, при котором получается звук, похожий на звучание флейты или дудочки. Приём назван «флажолетом» из-за сходного звучания с музыкальным инструментом с таким же названием. Флажолет -это флейта шестнадцатого века с высоким строем. Строй флажолета настолько высок, а звук настолько мелодичен, что при помощи флажолета птиц тренировали петь определенные мелодии.
Как играть флажолет на скрипке
Флажолеты по технике исполнения подразделяются на три вида: натуральные, искусственные и двойные.
Чтобы исполнить натуральный флажолет, музыкант касается пальцем струны, но не прижимает его. Каждая струна на скрипке даёт возможность сыграть четыре натуральных флажолета. Поделив струну на две части и сыграв флажолет в точке деления, музыкант извлекает звук на октаву выше открытой струны. Поделив на три части — звук дуодецимой выше, на четыре – квинтдецимой и т.д.
В нотной записи флажолет обозначается символом «˚» над нотой.
В искусственном флажолете задействовано два пальца левой руки: один прижимает струну к грифу, а второй – касается её поверхности. Аппликатура либо указывается в нотной записи, либо остается на усмотрение музыканта.
Двойной флажолет — это комбинация парных искусственных и натуральных флажолетов. Приём звучит как дуэт флейт, он сложен технически и используется исключительно виртуозами. Двойные флажолеты использовал Паганини в финалах своих концертов.
Пользоваться двойными флажолетами рискованно, т.к. приём может сорваться, не зависимо от мастерства скрипача. Если во время концерта строй скрипки едва заметно поплывёт — двойной флажолет не прозвучит, хотя при обычной игре никто не заметит проблем со строем.
Флажолеты начали появляться в 18 веке в произведениях Моцарта и Бетховена, но применялись ограниченно. А вот в девятнадцатом веке на волне романтизма, флажолеты стали использовать в произведениях Паганини, Дебюсси, Шостакович и др.
Извлечение флажолета — это приём повышенной сложности, поэтому при освоении игры флажолетами рекомендуется советоваться с педагогом по скрипке или более опытным музыкантом. Люди-профессионалы, в том числе музыканты, учатся всю жизнь и не стесняются перенимать опыт у старших товарищей. Поэтому сочетайте теорию и практические занятия, и у вас всё получится!