Надеемся, что первое занятие внесло некоторую ясность с расположением и названием клавиш. Однако наверняка у вас возник вопрос, как же быть с черными клавишами? Между двумя белыми клавишами ФА и СОЛЬ находится черная. И звучание ее не похоже ни на первую, ни на вторую ноту. В чем здесь интрига?
В общем, решено было не усложнять все это, а просто дать название черным клавишами путем добавление слова: ДИЕЗ (#) прибавляется к черной клавише, расположенной справа от белой; БЕМОЛЬ (b) прибавляется к черной клавише, расположенной слева от белой. Все просто.
Давайте осмыслим как же это работает. Клавиатура клавишного инструмента так задумана, что-тон нот увеличивается слева направо и клавиши расположены по возрастанию. Разберем три клавиши — белые ФА, СОЛЬ и черную между ними. Получается СОЛЬ выше чем черная, которая в свою очередь выше чем ФА.
Если взять диез (#), он повысит ноту. В нашем примере черная клавиша — ФА диез. По аналогии используется бемоль (b), понижающий ноту. Получается СОЛЬ бемоль — это абсолютно та же клавиша, что и ФА диез.
На резонный вопрос — зачем еще и диезы, и бемоли, хватило бы и одного названия всех нот? Мы получим ответ немного позднее, когда будем рассматривать понятие тональности. Сегодня глядя на все это взглядом начинающего, для вас ФА диез и СОЛЬ бемоль — просто одно и то же.
Бекар отменяет действие бемоля и диеза на конкретную ноту. Когда начнем изучать нотную запись, поймете его смысл более наглядно.
Вы скорее всего обратили внимание на то что между клавишами МИ и ФА, СИ и ДО нет черных клавиш. Не волнуйтесь, с вашим инструментов все в порядке, он не бракованный и здесь нет никакого подвоха. Просто МИ это и есть ФА-бемоль, а ДО — СИ-диез. Пока не стану забивать вашу голову нудной музыкальной теорией, просто знайте, что между МИ и ФА, а также СИ и ДО нет каких-либо нот.