Вдохновляющая беседа с молодым и активно развивающимся музыкантом о сочинительстве, боязни сцены, работе в группе, классике и трендах, клубе 27 и о высшем предназначении музыки. Артему 21 год. Он живет в Москве, учится на первом курсе магистратуры, но своим главным делом жизни считает игру на гитаре. Сейчас он регулярно выступает с барабанщиком Евгением Аноевым в клубе Rolling Stone, а до этого успел сыграть на одной сцене с Noise MC и в одном проекте с Re-pac, MC Quick san, испанскими Nasty Mondays, Ice beat lab, группой Арника, dj-ями Pasha Panda, Clubkilla, General Mike, Junior K и др. Участвовал в фестивале «Городской сюжет», «Ночи искусств», «Xxx rave», выступал на площадках Музеона, Artplay, Люмьер Холл.
Помимо сессионной деятельности он выступает и пишет музыку с собственной группой и курирует Музджем Москвы.
Когда можно смело начинать сочинять? Какой опыт для этого требуется?
Артем: Мне не нужен был большой опыт, чтобы начать сочинять. Я начал пробовать писать что-то своё, когда только выучил базовые аккорды, лет в 13. Сейчас я могу точно сказать, что сочинять музыку никто и не научит. Не помню, кто сказал: «Композитору достаточно хорошего вкуса».
Получается, учитель не важен?
Артем: Важен, конечно, если бы не мои учителя, я бы шел по этому пути раз в 10 медленнее.
Каждый из них задал мне определенный вектор в развитии. Но наставник должен только делиться опытом, а не навязывать свою точку зрения.
Ты волнуешься, боишься, когда показываешь свои работы другим? Как бороться со стеснением?
Артем: Конечно, особенно поначалу боялся. Хотя тогда всё, что я сочинял, мне казалось просто гениальным. Сейчас же я никому не показываю новый материал, пока не доведу его до конца, пока я сам не уверен, что это то самое.
Как научиться не бояться сцены?
Артем: Страх сцены – это неуверенность в том, что у тебя достаточно высокий уровень.
Но в этот момент надо забыть о том, что сейчас тебя кто-то оценивает, побольше улыбаться и помнить, что, даже если ты провалился, об этом достаточно быстро забудут. Одно хорошее выступление способно перечеркнуть все предыдущие провалы. Я всегда нервничаю перед выходом на сцену, но мне нравится этот мандраж. Главное – не падать духом, если слажал – люди это почувствуют, а если это случилось, считай, что ты проиграл. Ну и важен настрой. Настрой на хорошее выступление – это 50% сделанной работы. Выходить на сцену надо с улыбкой и любовью к зрителям, ни в коем случае нельзя смотреть на них свысока.
Какие ошибки совершают новички?
Артем: Главная ошибка – это стеснение.
Причем это ошибка не только новичков, часто опытные музыканты тоже не хотят идти на контакт. А ещё они смотрят свысока на начинающих.
Что важнее: теория или практика? Талант или работа над собой?
Артем: В этом деле практика и теория равноценны. Теоретические знания без применения бессмысленны, а на одной игре на инструменте тоже далеко не уедешь, рано или поздно возникнет потребность в новых знаниях. С талантом тоже самое. Как мне кажется, скорее работа порождает талант. Со временем ты приобретаешь множество знаний и умений, даже когда у тебя особо таланта нет. Главное – быть упорным и каждую минуту думать о своей цели.
Хорошо или плохо копировать в процессе обучения? Где грань между копией и плагиатом?
Артем: Копировать нужно. Копируя разные стили, начинаешь синтезировать, осознавать собственный.
Когда начинаешь понимать, что ты слишком похож на кого-то, надо постараться думать так, как тебе вообще не свойственно, брать приемы из другого направления, например. Почему все советуют слушать классическую музыку?
Артем: Классика – это эталон, квинтэссенция теории, мастерства и техники. Классическое произведение использует такие средства выразительности и технические приемы, которые способны рассказать целую историю, отразить всю суть произведения без слов. Музыку можно не просто услышать, а прочувствовать.
Что делать, если классическая музыка не нравится или её тяжело долго слушать?
Артем: К этому надо просто прийти. Это вопрос времени и опыта. Все популярные стили и направления имеют свой предел. Классическая музыка тоже, наверное, но она не длится 4 минуты. Тем более, там гораздо больше информации для анализа. Вкус вообще надо воспитывать. Кстати, на такое направление как металл классика повлияла очень сильно.
Где, в чем ты черпаешь вдохновение?
Артем: Эмоции – это самый главный источник вдохновения. Хорошие, плохие – это всё потенциальный материал для песни, потому что, сочиняя – сублимируешь.
А если вдохновения совсем нет?
Артем: Если его нет совсем, надо просто работать над техникой. Чем больше играешь, тем больше шансов, что появится вдохновение.
Играя, начинаешь осознавать свой потенциал. Сочинительство вообще требует в большей степени времени и терпения, для него недостаточно просто вдохновения. Надо много играть, слушать очень много музыки, тонны разной музыки, много записывать свою, слушать записанное, откладывать, потом снова слушать, только тогда придет понимание – хорошо это, или нет.
А что, если эмоции совсем плохие, когда хочется бросить музыку?
Артем: Раньше, когда такое случалось, я страдал недели по 2, а сейчас – максимум 10 минут. Я просто вспоминаю, что это то, что я люблю больше всего, ну или просто отвлекаюсь: кино, книжки, работа.
А какое кино или книги? Что ты делаешь для собственного развития?
Артем: Читаю всё, начиная с тайм-менеджмента и заканчивая художественной литературой. Сейчас читаю «Игру в бисер» Гессе. Люблю документальные и художественные фильмы, связанные с музыкой, которые могут мне напомнить, как круто быть гитаристом. Часто пересматриваю «Приготовьтесь, будет громко», «Рэй», «Кадиллак рекордс». Ещё долгое время мне очень помогали музыкальные джемы. Там я прилично повысил свой уровень игры на гитаре, понял, как делать грув и научился контактировать с публикой. Начал с Музджема, теперь я там куратор, потом был Массолит. Правда, сейчас я почти туда не хожу из-за однообразия происходящего. Всегда нужно находить новые пути развития и не привязываться к людям.
Ты предпочитаешь работать один или с группой?
Артем: Наедине с собой концентрация лучше, конечно, но в группе складывается один общий образ из отдельных стилей каждого из участников, хотя по отдельности партии, как правило, не звучат. Но вообще важно в процессе сочинительства думать о том, как будут звучать другие инструменты и уметь делиться партиями, когда твоих слишком много или в чужом исполнении они будут лучше.
Хорошо, если с классикой всё понятно, то как отличить хорошую современную музыку от простого тренда, моды?
Артем: В тренде много клише, которые настоящий музыкант сразу увидит. Тут уже возникает другой вопрос: хочешь ли ты делать продаваемый продукт или то, что идет от сердца.
А ты что хочешь делать?
Артем: Я хочу делать качественную музыку. Я не считаю, что продукт – это плохо, но он должен быть сделан со вкусом. Повышая уровень продукта, ты повышаешь культурный уровень своих слушателей. Я хочу, чтобы как можно больше людей услышало мою музыку.
Тебе есть что сказать, или это скорее потребность твоего эго?
Артем: И то, и другое. Когда я играю на сцене, я вижу, что дарю людям эмоции, от этого чувствую себя значимым.
Опиши образ своего идеального слушателя.
Артем: Парень или девушка, не важно. Живет в крупном динамичном городе, следит за трендами, уверен(на) в себе, позитивно настроен(а), слушает музыку, чтобы поднять себе настроение.
Возраст: 15-30 лет.
Назови 5 музыкантов, которые тебя вдохновляют.
Артем: Джимми Хендрикс, Джон Фрусчанте, Джимми Пейдж, Джек Уайт, Уэс Монтгомери.
Наркотики, алкоголь, клуб 27 лет?
Артем: Я думаю, что все эти люди просто исчерпали себя к этому возрасту, ну и образ жизни повлиял. Я лично собираюсь жить и творить в глубокой старости. Алкоголь и наркотики? Меня от этого всего не прет. Бывает, что иногда в компании выкуришь косяк или напьешься, но я не вижу в этом ничего ужасного. Главное не злоупотреблять, знать во всем меру. Тем более, алкоголь выводит серотонин, из-за этого наступает депрессия и уходит вдохновение – ты не можешь сочинять.
Автор: Инна Бабина