Как выбрать медиатор для домры

Как выбрать медиатор для домры

Как выбрать медиатор для домры
Как известно, звук на домре извлекают только медиаторами, поэтому для домриста это приспособление необходима. Выбор медиатора для домры — задача непростая, особенно если музыкант живет не в мегаполисе, где можно купить медиатор для домры промышленного образца.

Среди музыкантов, играющих на домре, выделяется три клана: один приобретает медиаторы, произведенные специально для домры, другой – пользуется гитарными медиаторами, подтачивая под свои нужды, третий — вырезает медиаторы самостоятельно.

Виды медиаторов
Медиаторы для домры бывают из двух видов материалов:

природный материал (кости, панцирь черепахи, кожа и др.);
пластик (его разновидности: капрон, капролон и т.д.).
Медиаторы из природных материалов сейчас редко используются, т.к. быстро изнашиваются и могут даже сломаться во время игры (как панцирь черепахи), а медиатор из кожи даёт слишком много лишних призвуков на тонких струнах. За таким медиатором нужно тщательно ухаживать: подтачивать, чтобы поверхность оставалась гладкой и не теряла форму и менять по мере стачивания. В то же время медиаторы из полимеров нужно просто не терять и время от времени шлифовать шероховатости.

Самый популярный материал для медиатора для домры — капролон. Капрон чрезмерно мягкий и из-за этого плохо управляемый, но его любят использовать для исполнения кантилен или в сольной исполнении для создания нужного характера звука. Капролон же можно наточить как для яркой, так и для мягкой игры.

Форма медиатора для домры и его размер
Это критерии, индивидуальные для каждого домриста. Самое главное в форме и размере — это управляемость медиатором. Не слишком большой и не слишком маленький, а подходящий по размеру именно к вашей руке. Поэтому тут необходимо тестировать. Длина медиатора зависит от постановки руки, кисти, глубины держания медиатора. Чем сильнее и дальше вы его захватываете — тем длиннее он должен быть.

Ребро фаски медиатора
Форма и толщина ребра фаски медиатора — это то, что непосредственно влияет на звук. Домристы экспериментируют со степенью заточки среза медиатора, делают его острее или круглее, для того, чтобы добиться необходимого звука. Чем больше обертонов получается в звучании — тем интереснее композиция, и лучше настроен медиатор. Ребро фаски регулярно подтачивают, т.к. на нем появляются микросколы, трещинки, которые делают звук не таким чистым.