Как выбрать медиатор для домры
Как известно, звук на домре извлекают только медиаторами, поэтому для домриста это приспособление необходима. Выбор медиатора для домры — задача непростая, особенно если музыкант живет не в мегаполисе, где можно купить медиатор для домры промышленного образца.
Среди музыкантов, играющих на домре, выделяется три клана: один приобретает медиаторы, произведенные специально для домры, другой – пользуется гитарными медиаторами, подтачивая под свои нужды, третий — вырезает медиаторы самостоятельно.
Виды медиаторов
Медиаторы для домры бывают из двух видов материалов:
природный материал (кости, панцирь черепахи, кожа и др.);
пластик (его разновидности: капрон, капролон и т.д.).
Медиаторы из природных материалов сейчас редко используются, т.к. быстро изнашиваются и могут даже сломаться во время игры (как панцирь черепахи), а медиатор из кожи даёт слишком много лишних призвуков на тонких струнах. За таким медиатором нужно тщательно ухаживать: подтачивать, чтобы поверхность оставалась гладкой и не теряла форму и менять по мере стачивания. В то же время медиаторы из полимеров нужно просто не терять и время от времени шлифовать шероховатости.
Самый популярный материал для медиатора для домры — капролон. Капрон чрезмерно мягкий и из-за этого плохо управляемый, но его любят использовать для исполнения кантилен или в сольной исполнении для создания нужного характера звука. Капролон же можно наточить как для яркой, так и для мягкой игры.
Форма медиатора для домры и его размер
Это критерии, индивидуальные для каждого домриста. Самое главное в форме и размере — это управляемость медиатором. Не слишком большой и не слишком маленький, а подходящий по размеру именно к вашей руке. Поэтому тут необходимо тестировать. Длина медиатора зависит от постановки руки, кисти, глубины держания медиатора. Чем сильнее и дальше вы его захватываете — тем длиннее он должен быть.
Ребро фаски медиатора
Форма и толщина ребра фаски медиатора — это то, что непосредственно влияет на звук. Домристы экспериментируют со степенью заточки среза медиатора, делают его острее или круглее, для того, чтобы добиться необходимого звука. Чем больше обертонов получается в звучании — тем интереснее композиция, и лучше настроен медиатор. Ребро фаски регулярно подтачивают, т.к. на нем появляются микросколы, трещинки, которые делают звук не таким чистым.